В течение нескольких веков чудодейственная икона Божьей Матери Подольской исцеляет житомирян от страшных недугов

Начиная с XVII века единственной чудотворной иконой, которая неизменно остается покровительницей житомирян, является образ Божьей Матери Подольской, находящейся в Успенско-Подольской церкви города.

Рассказывают, что заступничество и помощь Божьей Матери жители Житомира получали в чрезвычайно тяжелые времена, в частности, когда в 1872 году город охватила эпидемия холеры. По свидетельствам православных церковников того же года, после крестной ходы житомирян улицами города со святыней холера и совсем прекратилась.

Сегодня о чудодейственной иконе из Успенско-Подольской церкви житомиряне в меру своей неосведомленности вспоминают редко, несправедливо поддав святой образ забвению.

Фото иконы из архива протоиерея Вадима Шапрана.

Документальных данных о происхождении иконы не имеется, - по преданию известно, что эта местная икона существовала и была почитаема как чудотворная ранее основания древнего храма, в котором она помещалась, а храм тот основан был в 1700 году. Икона Божьей Матери Подольской писана на доске, на темном фоне и украшена серебряной вызолоченной ризой, убранной по местам разноцветными стразами.

Чудодейственную силу иконы Божьей Матери Подольской испытали на себе многие истинные её почитатели, особенно в XIX веке, но факты исцелений длительное время не обнародовались и оставались сердечным достоянием тех, над которыми они свершились.

Ещё сто лет назад жители города Житомира – и православные, и римские католики – с высоким благоговением почитали икону Богоматери Подольской. И в радость, и в горе со слезами на глазах они слагали сердечно-пламенные молитвы пред её пречистым образом. По субботам, когда совершалась торжественная служба с акафистом (хвалебными песнопениями) в честь Божьей Матери, Успенско-Подольская церковь бывала переполнена молящимися.

Не только жители города Житомира и его окрестностей знали и благоговейно почитали чудотворную икону Божьей Матери Подольской, она была известна и во внутренней России, и на отдаленных окраинах востока и севера российского. Отовсюду, со всех пределов обширной Российской империи нередко многие люди обращались с просьбами помолиться пред чудотворной иконой Божьей Матери Подольской с несомненной надеждой получить от неё милости.

Благодарные, испытавшие на себе чудодейственную силу Богоматери Подольской, выражали всегда свою признательность к ней тем, между прочим, что жертвовали серебряные привески с различными на них изображениями, и этих привесок было так много, что только из них можно было сделать довольно тяжеловесную ризу.

Народ из окрестных сел преимущественно и в большом количеств на поклонение чудотворной иконе Божьей Матери Подольской собирался 28 августа, в праздник Успения Богоматери. В этот день ежегодно, после торжественной службы в Успенско-Подольской церкви, совершался крестный ход с чудотворной иконой Божьей Матери Подольской по Житомиру с участием всего городского духовенства, при многотысячном стечении народа как местного – городского, так и пришлого – деревенского.

С утверждением власти большевиков в Житомире осуществлять крестные ходы было запрещено, а в 1935 году Успенскую церковь окончательно закрыли. Верующие, понимая угрозу уничтожения святого образа, тайком вынесли икону и прятали в своих домах.

В послевоенные времена Успенско-Подольскую церковь и икону Божьей Матери ожидали новые испытания: храм превратили в хранилище государственного архива; православные монахи, спасая икону от возможного обнаружения с последующим уничтожением, поместили её в Преображенский кафедральный собор.

Вернуть Успенско-Подольскую церковь в собственность православного общины Житомира удалось лишь в 1992 году. Чудодейственная икона Божьей Матери Подольской, защитницы жителей города, опять оказалась в своей обители.

Сегодня, как и на протяжении сотен лет, эта икона остается поистине высоким, негибнущим даром неба, сокровищем, дарованным Богом в назидание тем жителям земли Житомирской, кому дорога вера православная.

Подготовил
Антон СЫЧЕВСКИЙ

Опубликовано в Житомирской областной газете "Меркурій". - № 13 (799), 30 марта 2011 г. - С. 3.

© Діаріуш житомирського газетяра. При використанні матеріалів посилання на проект обов’язкове!

По следам воров, пьяниц и шарлатанов, водившихся на Житомирщине в начале ХХ века

На протяжении многих лет наш край оставался воровским рассадником, где практически каждый житель считал своим долгом доказать преданность пьянству. Грабежи, убийства, обман с примесью водки стали явлениями столь обыденными, что местное население было вынуждено прибегать к самосуду, не всегда находя поддержку у стражей порядка.

Подтверждение этим словам находим в "Волынских народных календарях", которые как на ладони показывали быт и ремесло низших слоев населения Житомирщины, повязших в криминале и утопивших свою совесть да разум в неудержимой любви к "монопольке".

ДОЛЮ СВОЕГО НЕДОСТАТКА МОЛОДЦЫ УЛУЧШАЛИ ПЬЯНСТВОМ И ВОРОВСТВОМ

Водка и вообще спиртные напитки делают из человека зверя. Уже ныне водка доводит нашего крестьянина до окончательной нищеты. Укажем следующий факт. В селе Вересы Житомирского уезда как раньше, так и теперь, односельчане пьянствуют. В первых числах октября 1906 года, два брата О. с многими пьянствовали, упоили своих детей, и те, когда ночью из хаты с папиросками в зубах на ток вышли, то сей час вспыхнул пожар, начала гореть первая клуня, а от клуни занялись и четыре хаты с другими строениями. Но это ещё не всё.


В Вересах есть довольно много ленивых, но хитрых людей, из которых зажиточный крестьянин Андрей Б. торгует лошадьми. Вот и он 1 июня 1906 г. в Житомире продал очень выгодно две пары лошадей. Выпив магарыч в городе, а вечером в своем селе, в пивной, после водки пил пиво и тем, которые с ним пили показывал 575 рублей. В два часа ночи Андрей Б. из пивной прямо пошел домой, но не в хату спать, а в клуню. На второй день денег у него в кармане не оказалось. Он заподозрил в краже выпивавших с ним молодцев З. и М.

В ходе дознаний полицейские выяснили, что подозреваемые на деньги потерпевшего пьянствовали в Житомире, покупали себе шикарную одежду, лакированные сапоги, табак, конфеты, духи и разные фокусы. Они были, наконец, арестованы, но господин-следователь их скоро освободил.

В ЖИТОМИРЕ УБИЙЦЫ И ГРАБИТЕЛИ РАБОТАЛИ ДЕЯТЕЛЬНО, А КРЕСТЬЯНЕ СПАСАЛИСЬ ОТ НИХ САМОСУДОМ

В Житомирском уезде, то здесь, то там, крали хлеб, скот и прочее. Кражи каждый раз увеличивались, и хозяева сильно пострадали от воров. Ещё не так давно в Кодне, Ивнице, Янковцах, Мушковцах, Волосове и других сёлах воры уводили лошадей. Судились и оправдывались.

После этого воры стали смелее, что попало под руки крали и привлекали к себе других. Кражи, поджоги участились, полицейские дознания ни к чему не приводили, дела мировые судьи прекращали, а народ озлоблялся.

Наконец в марте 1906 г. в селе Янковцах и других селениях начался свой самосуд. Пойманных и подозрительных допрашивали, били и убивали, а кто остался в живых того общество выселяло. После уже этого, по деревням и местечкам не слышно о кражах, разве что мелких (дров, леса, фруктов, железа и т.д. - соблазн оказался выше человеческих сил), но и за это по деревням бьют.

Зато по городам воровство не прекращается, полиция не охраняет от краж, разбоев и поджогов, а направляет свою деятельность на взыскание недоимок, очистку улиц и отписок исполнений по всяческим бумагам.

В нашем губернском городе Житомире вор и убийца не могли бы так смело и свободно красть и убивать, ежели бы они боялись полиции и суда, или знали, что на все краденное и награбленное они не найдут своих "покупателей", а в случае нужды - деятельных защитников.

Конечно, нельзя требовать чтобы и в городах потерпевшие воров и грабителей своим судом судили, но нельзя и дальше терпеть тех злодеяний, что на наших глазах совершаются.

Они работают по ночам, и работают деятельно - если уже днем из многолюдного двора и запертого на замок сарая выводят четыре коровы и полиция через час после кражи разыскать коров не может, а слухам не предает значения, и подозрительных соседних воров не привлекает к ответственности.

До 1901 г. Житомир пользовался репутацией мирного уголка. Ныне же в Житомире благодаря сосланному в Сибирь, бывшему полицейскому Осипову и его сподвижникам, которые брали взятки, принимались даже за поджоги и пользовались расположением своих начальников, развелось дерзкое разбойническое воровство.

Ещё накануне Рождества Христова, 23 декабря 1905 г., в Житомире, по Восточной улице, в семь часов вечера, разбойники задавили домовладелицу, госпожу Грабовскую и её служанку, забрали несколько тысяч рублей, золотые вещи, а вблизи вокзала у Нухима Вишпольского, в час ночи, перевязали всю семью, били её до тех пор, пока те не указали, где находятся деньги, захватили 1300 рублей и скрылись. Наша полиция всё ещё не напала на их след, хотя по народным слухам подозрение падает на "житомирских рыцарей". Следовательно, если и узнаешь, кто убил, ограбил или украл, то молчи, иначе жить не будешь.

Вот страх и позор. Но позор и тому, кто имеет власть, да потворствует воровскому подлому делу, и кто не хочет послужить обществу, а только служит одной мамоне. Поэтому и правда, что у нас "мелкому вору - веревку, крупному - орден на шею дают". Политические местные рыцари - поджигатели и воры в некоторых селениях не прекращают грабить и поджигать.

НЕЧИСТЫЙ "МУЖ" И ЗНАХАРЬ С ЧЕТЫРЬМЯ БУТЫЛКАМИ ВОДКИ

Насколько велика вера наших крестьян в силу и могущество знахарей может служить следующий случай. В одной деревне крестьянская вдова Соломея Мундраченкова заболела какой-то нервной болезнью и ей представлялось, что к ней летала нечистая сила, которая жила с ней, как муж с женой. Чтобы отогнать нечистую силу, Соломея обращалась за помощью к знахарю, знаменитому "Козичанскому деду". Тот выпив четыре бутылки водки, сделал заклинания и чем-то окурил хату вдовы, и уверил её, что нечистая сила не может уже прилететь к хате, однако визиты сатаны к вдове Соломее не прекращались.

НЕДОВЕРИЕ К МЕДИЦИНЕ И ЛЮБОВЬ К "МОНОПОЛЬКЕ"

Наши крестьяне не верят в медицину, покупать лекарство считают лишней затратой; они привыкли лечиться у знахарей и шептух, которые плату взимают не деньгами, а натурой в виде муки, пшена, сала, яиц и т.п. Крестьяне находят, что деньги лучше пропить, чем давать их доктору. В селе Соловьевке пить водку можно сколько угодно, во всякое время дня и ночи, так как кроме казенной винной лавки, "пойлом" открыто торгуют и местные жители.

В остальных деревнях водку продают таким путём. В селе Вересы её достать сколько угодно. У всех этих продавцов "монопольку" покупает даже само сельское начальство, не находя в поступках торгашей никакого нарушения законов.

Перед Рождественскими праздниками у местного крестьянина села Соловьевки Михаила Химы заболел зуб. Сельский писарь посоветовал ему обратиться к участковому фельдшеру, который может дать какое-нибудь полоскание или же выдернет больной зуб.

- Ну, да ещё платить за то, что фельдшер вырвет зуб! Идите отец домой, я вам и так его удалю, а деньги, какие бы дали доктору, отдадите Лазарю за водку, - предложил Химе его сын Николай. И Хима весьма охотно согласился на предложение сына.

Придя домой, Николай зацепил крепкой верёвкой за больной зуб отца, причём отца поставил в сенях у дверей, которые ведут в хату, и затем конец верёвки привязал к гвоздю который был прибит в дверном косяке. Покончив с этими приготовлениями, Николай взял в руку горящую головню и таковой ткнул в глаз отцу, тот испугавшись рванулся так сильно, что больной зуб его выдернулся и остался висеть на верёвке, сам Хима обомлел и упал в сенях.

- Воды, воды! - раздался крик Николая.

Его жена принесла ведро и Николай окатил отца - тот фыркнул и вскочил на ноги.

- Ну, теперь посылайте до Лазаря за водкой! - потребовал Николай у отца, и тот охотно выполнил это требование. Через несколько минут Хима с Николаем распивали "горилоньку любу, та свою загубу". Пили они за успешное лечение зубной боли посредством огня и воды…

ШАЙКИ РАЗБОЙНИКОВ ЖГЛИ ЛЮДЕЙ И РВАЛИ С ИХ ТЕЛА МЯСО

В Житомире разбойники и злодеи уже через чур долго гуляют: 26 октября 1906 г. около десяти часов вечера вблизи паровой мельницы Аршиневского вооруженные злодеи довольно ловко ограбили возвращавшихся из Черняхова Антони Ольшановского, Софию Ружицкую, Ицка Мильмана, Волька Кауфмана и Цаля Лейдервудера, нанося им удары и ранения. Если бы не пристав 6-го стана Кульбицкий, то и эта часть из житомирской организованной шайки разбойников и грабителей не была бы схвачена. Это уже второй раз пристав Кульбицкий отличается. Он не побоялся войти в квартиру Шабановой, где с ней семь разбойников после грабежа пировали.

Говорят, что эта самая Шабанова, когда увидела, что уже все разбойники должны сдаться в руки правосудия, сожгла более чем на три тысячи рублей кредиток, чтобы не достались полиции. Ах сколько-то ещё на свободе у нас в Житомире таких злодеев! Бывали случаи, что те самые варвары людей жгли, рвали с их тела мясо и рвали здоровые зубы, лишь бы они признавались, где их деньги.

СУД И ВОРОВСКОЙ САРКАЗМ

Судья: Какие у тебя средства к существованию?

Вор: Кроме хорошего желудка, никакого.

Судья: Ты сам крал или ещё с кем?

Вор: Сам, ибо теперь найти честного компаньона трудно.

Судья: Ты побил учителя и украл у него часы?

Вор: Побить-то побил, но часы взял на памятку.

Судья: Как же ты достался в конюшню Петра Антонюка?

Вор: Се так было: идём улицею и видим, что конюшня отперта. Не думая долго, я заглянул в конюшню, чтобы посмотреть или там нет злодеев, ибо теперь такое время.

Судья: А ты, другой, что там делал?

Вор 2-й: Я стал под конюшню и просил моего товарища, чтобы он того не делал, иначе примут его за злодея, что и случилось!

Подготовил
Антон СЫЧЕВСКИЙ

Опубликовано в Житомирской областной газете "Меркурій". - № 12 (798), 23 марта 2011 г. - С. 4.

© Діаріуш житомирського газетяра. При використанні матеріалів посилання на проект обов’язкове!

Гравюра бердичівської чудотворної ікони Матері Божої з кляштора босих кармелітів (1848 р.)


© Діаріуш житомирського газетяра. При використанні матеріалів посилання на проект обов’язкове!

Гравюра тріумфальної брами, виставленої на урочисту коронацію чудотворного образу Божої Матері в Бердичеві (друга половина ХІХ століття)

(коронація відбулася у 1756 році)

© Діаріуш житомирського газетяра. При використанні матеріалів посилання на проект обов’язкове!

Гравюра внутрішнього вигляду костьолу босих кармелітів у Бердичеві (друга половина ХІХ століття)


© Діаріуш житомирського газетяра. При використанні матеріалів посилання на проект обов’язкове!

Гравюра пожежі у бердичівському цирку 1883 року, в якій загинуло 286 глядачів

Глядачів охопила паніка.

1 січня 1883 році у Бердичеві згорів дерев’яний цирк Д. Ферроні, що розташувався по вулиці Махновській (нині – вулиця Свердлова). З 800 глядачів, які прийшли на виставу «Страшний суд», загинули 286.

Пожежні прибули за півгодини після початку пожежі, і тут з’ясувалося, що вода у бочках замерзла…

© Діаріуш житомирського газетяра. При використанні матеріалів посилання на проект обов’язкове!

Коростишів на гравюрі 1845 року


© Діаріуш житомирського газетяра. При використанні матеріалів посилання на проект обов’язкове!

Деревянные церкви XVIII века на Житомирщине в фотографиях и описаниях профессора Г. Павлуцкого (1905 г.)

Петропавловская церковь в г. Чуднове.

Иконостас Петропавловской церкви в г. Чуднове.

План Петропавловской церкви в г. Чуднове.

Разрез Петропавловской церкви в г. Чуднове.

Иконостас Воскресенской церкви в г. Чуднове.

Церковь Рождества Богородицы в с. Привитове.

Воскресенская церковь в г. Брусилове (1711 г.).

Деревянные и каменные храмы. Профессора Университета Св. Владимира Г.Г. Павлуцкого. – Древности Украины, вып. I. – Киев: Издание Императорского Московского Археологического общества. Тип. С.В. Кульженко. Пушкинская ул., соб. дом, N° 4-й, 1905 г. – 124 с. [Оцифровано Н.И. Жарких].

Деревянные церкви в г. Чуднове Житомирского уезда

Чуднов – местечко Волынской губернии Житомирского уезда на реке Тетереве.

В Чуднове находятся четыре правоcлавные церкви: сведения о их возникновении не восходят далее ХVIII столетия:

1. Церковь во имя Воскресения Христова расположена в центре местечка, была построена на средства прихожан в 1780 году.

2. Церковь во имя св. Петра и Павла была построена в 1769 году, очевидно, вместо другой более древней, неизвестно когда возникшей, так как cохранилаcь выданная ей «эрекция» кн. Сангушко в 1746 году и церковные приходо-расходные книги сохранились с 1749 года.

Петропавловская церковь, как сказано в церковной описи 1806 года, «выстроена из дерева соснового, под топор оправленного, на подвалах дубовых, с тремя разделами и тремя куполами, опасанием окружена, от опасания ошалиована тартицами сосновыми (т. е. в чешую), покрыта гонтами сосновыми, на куполах три креста железные позолочены малярским золотом, пол во всей церкви из тартид сосновых добрых». В настоящее время храм покрыт листовым железом, расширен пристройкой к нему двух боковых приделов, северного и южного, и колокольни; «опасание» снято, на северной стороне алтаря построена пономарня. Церковь, по общему своему расположению, носит обыкновенный характер церковных построек XVII-ХVIII веков. Первоначально план состоял из трех квадратных срубов, соединенных по одной продольной оси, алтари – с отрезанными углами; к западному срубу примыкал притвор (сени). Только над средним срубом возвышается восьмерик, западный же и восточный срубы прямо покрыты куполами, причем первый – четыреугольным шатром. У арки, ведущей из западного сруба в cреднее помещение, устроены хоры.

3. Церковь во имя Рождества Богородицы построена прихожанами в 1772 году.

4. Церковь во имя св. Тройцы построена в 1878 году вместо прежней, неизвестно когда сооруженной, от которой остались исповедные ведомости, восходящия до 1803 г.

Церковь Рождества Пресв. Богородицы в с. Привитове Новоградволынского уезда

Привитов – село Новоградволынского уезда Волынской губернии при р. Чепалевке. В 1686 году упоминается в составе Чудновской волости, принадлежавшей кн. Василию Острожскому. Церковь в Привитове в честь Рождества Пресв. Богородицы, находится среди села, на горе.

Церковь построена в 1760 году, о чем свидетельствует надпись на косяках входной двери; она освящена, как видно из визиты генеральнаго визитатора Малеванского, записанной в приходо-расходную книгу 1790 г., с благословения митрополита Феликса Володкевича, данного 12 мая 1766 года. В конце ХVIII века униатская церковь обращена в православную. Церковь деревянная, построена частью из дубового материала (от основания в вышину на 3½ арш.), частью из соснового (остальная часть здания); с внешней стороны изменениям не подвергалась, только раньше была покрыта гонтою, а с 1852 года жестью и снаружи обшита новыми досками. Церковь состоит из трех восьмиугольных срубов с тремя куполами-башнями. На западной стороне храма находится притвор или паперть с двускатной крышей. Вокруг храма идет особый, теперь закрытый, навес.

Иконостас в этой церкви – четырехъярусный, покрытый весь сплошною позолоченною резьбою. Он сооружен в 1785 году, но обновлен в 1867 году, причем вновь написаны все иконы.

© Діаріуш житомирського газетяра. При використанні матеріалів посилання на проект обов’язкове!

Храмова архітектура Овруча на гравюрах другої половини ХІХ століття

Розвалини церкви Св. Василія. Залишки фресок.

Розвалини церкви Св. Василія.

Проект реконструкції церкви Св. Василія.

Заручаєвська церква.

Костьол, перетворений у соборну церкву.

© Діаріуш житомирського газетяра. При використанні матеріалів посилання на проект обов’язкове!

Слайд-фільм краєзнавця Георгія Мокрицького «Туристична Житомирщина»



© Діаріуш житомирського газетяра. При використанні матеріалів посилання на проект обов’язкове!

1937 – 1938: старий Бердичів на картинах російського художника Бориса Єрмолаєва

Борис Єрмолаєв, 1937-38 рр. Старий Бердичів. На вулиці.

Борис Єрмолаєв, 1938 р. Старий Бердичів. Розвалини.

Борис Єрмолаєв, 1937-38 рр. Старий Бердичів. Перебирають ягоди.

© Діаріуш житомирського газетяра. При використанні матеріалів посилання на проект обов’язкове!

Партизанські листівки, які розповсюджувалися на території Житомирщини у 1942 – 1943 рр.









© Діаріуш житомирського газетяра. При використанні матеріалів посилання на проект обов’язкове!

Друга світова війна. В окопах під Бердичевом (серпень 1941 р.)


© Діаріуш житомирського газетяра. При використанні матеріалів посилання на проект обов’язкове!

Німецька їдальня в Бердичеві (червень 1942 р.)


© Діаріуш житомирського газетяра. При використанні матеріалів посилання на проект обов’язкове!

Ігнаци Дуб-Дубовський - очільник Луцько-Житомирської єпархії РКЦ (1916 - 1925 рр.)




1927 р., Рим. І. Дуб-Дубовський третій зліва.

Ігнаци Дуб-Дубовський (1874 – 1953) – ксьондз (з 1899 р.), єпископ (з 1916 р.). Закінчив Житомирську римо-католицьку духовну семінарію (1894-99 рр.). З 1916 р. очолив Луцько-Житомирську єпархію РКЦ. Резиденція єпископа містилася в Житомирі. Фундатор часопису «Kronika Diecezji Łucko-Żytomierskiej» (Житомир). У 1919 р. в Житомирі зазнав переслідувань з боку більшовиків, тому переїхав до зайнятого поляками Луцька. Тоді ж перевів семінарію з Житомира до Олики (з 1922 р. – до Луцька). У 1925 р. зрікся керівництва Луцько-Житомирською дієцезією з огляду на реорганізацію управління РКЦ на теренах СРСР, після чого оселився в Римі (Італія).

© Діаріуш житомирського газетяра. При використанні матеріалів посилання на проект обов’язкове!
Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...
 
© Діаріуш житомирського газетяра, 2010-2015. Дизайн: Pocket